Формикарии – это устройства в которых живут колонии муравьев. Выход за пределы формикария насекомых не возможен, они получают и воду, и пищу извне. Изначально с формикариями проводили эксперименты профессионалы. Однако, сегодня формикарии продают в интернете, рекламируют как хороший подарок детям от 7 лет.
Возникает вопрос можно ли с этической точки зрения распространять то, что изначально создано для научных экспериментов? Ответы подразумевают этическую дилемму: нет нельзя, непрофессиональное изучение жизни муравьев не этично; да можно, эти социальные живые существа уже достаточно изучены. Рассмотрим обе позиции.
1. Это не этично по многим причинам. Муравьи существуют на Земле много млн. лет. Они строят себе города, пасут тлю, возделывают поля грибов и акаций, а также занимаются собирательством. Живут общественной жизнью. Можно ли согласиться, что, допуская неокрепший ещё разум ребенка к игре с обществом существ, наделенных сознанием, пусть и проще нашего, мы совершаем правильный поступок? Ответ — нет кажется очевидным. Вот рекламное описание на сайте продавца: «муравьи в наших наборах имеют касты: от маленьких рабочих до огромных солдат.
Муравьи-жнецы уже в комплекте! Дети от 7 лет могут понаблюдать как муравьи запасают семена, таскают друг друга, ухаживают за королевой и многое другое! Покупайте как подарок!». Такой подарок наихудший вид обращения с живыми существами, ведь подарки бывают и не нужными и подарок могут выбросить. И хотя в России пока ещё не принят закон, запрещающий жестокое обращение с животными в быту, следует обратить внимание на концепцию биоцентризма, согласно которой любой биологический вид обладает статусом ценности.
Соответствующими биоцентризму можно признать многие религии и культы: индийский джайнизм, ислам, христианство и др. «С конца 1950-х по 1970-е годы муравьиные фермы были популярными образовательными детскими игрушками в США». Однако, позднее мода закончилась.
Причина в начавшемся в середине 1960-х революционном движении за Права животных. Движение возглавили образованные люди, доктора философии, интеллигенция. Ориентиры философов, провозглашавших власть человека над животными, стали не столь очевидными.
2. Вторая позиция антропоцентрична. Муравьи не люди, мы можем использовать своё преимущество перед ними себе во благо. Благо видится в возможности обучаться и получать новые навыки, возможно пищу. Помимо полезных сторон этого дела можно отметить культурный поворот во взаимоотношениях человека и муравья – это одомашнивание насекомых.
Теперь муравьев заводят как кошек, для удовольствия, чтобы кормить и поить. Возможно, в будущем будет обычным содержание и разведение муравьев для развлечения и питания, например, личинками или собственно муравьями, наподобие того, как сейчас в хозяйствах разводят кур.
Структура общества муравьев имеет многомиллионное временное исчисление. Это на порядок больше, чем период существования человеческого общества. В отличие от других видов живых существ муравьи хорошо приспособились к жизни на нашей общей планете, это доказывает эффективность их социального устройства. Из столь мудро устроенного природой механизма следует перенимать опыт.
Поколение, которому дарят формикарии может хорошо усвоить этот опыт и реализовать его в своем будущем, осуществляя полезные социальные реформы. Возможно такова эволюция взаимоотношений человека с природой, в которой наше поколение может наблюдать один из его этапов – одамашнивание насекомых. Если выполнять этические правила поведения с подобными игрушками, такие игрушки приемлемы. Так, отношение ребенка к живым существам должно формироваться на примере доброго обращения с домашними животными взрослых.
Автор: Артемьев Тимур