История философии знает множество вариантов ответа на вопросы что такое философия и каковы ее основные задачи. Однако в современном мире все настойчивее обнаруживается мысль о том, что сло- жившееся понимание труда философов существенно отличается от тех взглядов на философию, которые проявлялись во времена античности.
Едва ли удовлетворительным кажется понимание философии как мыслительной деятельности, как науки, которая базируется на теории и опыте, имеющими дело со сложными понятиями, выводами.
Абсолютизация текстуального измерения, сосредоточение на изучении истории одних только текстов оказалось своего рода отчуждением философии от ее же корней. В наше время философские тексты античности чита- ются, как правило, только как ретрансляторы тех или иных учений, понятий, теорий, тогда как в большинстве своем они складывались в контексте определенных жизненных ситуаций и вовсе не претендовали на то, чтобы быть законченными теоретическими конструкциями.
Реактуализация темы предназначения философии сегодня невоз- можна без обращений к тексту Платона «Алкивиад Первый». Вступая в диалог, мудрец, отождествляемый с фигурой легендарного Сократа, намеревался вынудить собеседника обнаружить себя. Облачаясь в маску страстно преданного друга своего собеседника, восхищаясь его заслугами, Сократ просит научить жизни его самого.
В диалоге «Алкивиад» обнаруживается своеобразный деконструктивистский жест Пла- тона. Когда Сократ спрашивает и только терпеливо и умно разбирает завалы в сознании Алкивиада, он, фактически, совершает акт деконст- рукции этого сознания. Алкивиад поддается на эту уловку и свидетель- ствует, что бросился «очертя голову в политику раньше, чем успел это- му обучиться». Именно тут, если попытаться проследить реакцию Со- крата, и скрывается корень бед: люди нуждаются в прилежании, стара- тельности, усердном труде.
Сократ своей беседой с Алкивиадом под- талкивает его следовать постулату «познай самого себя», учиться тому, что «следует знать, чтобы взяться за государственные дела», а до этого, то есть до этой победы над собой, не браться за государственные дела, «чтобы не лишиться противоядия и не попасть в опасное положение». [Платон. Алкивиад I // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том1. – Москва: «Мысль»,1990. – C.175-223.]
Чтобы знать и доносить знания другим, нужно знать то, что есть луч- шее, то есть знать, что есть справедливость, а что несправедливость. Слова Сократа о том, что «непонимание состояния незнания – при- чина всех бед и невежество, достойное порицания» – становятся глав- ным камнем преткновения для Алкивиада и, можно даже сказать, – диагнозом человечества. Сократ показывает, вернее, заставляет сознаться, что человек не знает главного: необходимо привыкнуть к незнанию – к тому знающему незнанию, которое позволяет начать осознанные изменения в себе.
В европейской культуре значение философии неоценимо, так как именно благодаря ей формировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии находятся источники жизненной муд- рости, которые переносятся народами из поколения в поколение. К сожалению, начиная со Средневековья, роль философии в культуре и в жизни конкретного человека существенно меняется. На это обращает внимание известный французский исследователь философии антично- сти П.Адо.
Первым философом, осмыслившим и отобразившим сущность античной философии как образа жизни и мудрости, П. Адо называет Сократа. Именно Сократ впервые понял и растолковывал сограж- данам необходимость жить тем, что проповедуешь. Философия антич- ности не связывалась с теоретизированием, но была деятельностью, неотделимой от образа жизни, конкретных жизненных практик, явля- лась средством реализации жизненных устремлений.
П. Адо, исследуя знаменитые «Размышления» Марка Аврелия, настаивает на том, что это произведение нельзя толковать только как некий личный дневник: «пес- симистические формулы Марка Аврелия являются вовсе не выражени- ем личных взглядов пресыщенного императора, а и духовными упраж- нениями» [Адо П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо. – Москва: «Степной ветер», 2005. – C. 448].
Занятие философией основано на преобразовании способа видения себя и окружаю- щего мира. Для достижения этого необходим постоянный контроль над своими внутренними состояниями, диалог с самим собой, формирова- ние привычек к творению добра. К числу духовных упражнений относи- лась и дружба. Даже занятия физикой служат лишь для достижения безмятежности духа.
П.Адо писал: «Лично я определил бы духовное упражнение» как волевую личностную практику, предназначенную для осуществления преобразования индивидуума, самотрансформацию» [Адо П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо. – Моск- ва: – «Степной ветер», 2005. – C. 448]. Размышлениям французского философа буквально вторит совре- менный немецкий мыслитель П.Слотердайк, который замечает, что фи- лософия – это не только любовь к «победоносным авторитетам», «стара- ниям» и простым повторениям.
По Слотердайку, философия только тогда чего-нибудь стоит, если она активизирует не только атлетические, но и акробатические составляющие. Акробатика – это уже не легкое упражне- ние, а возможность произвести впечатление через невозможное. В философской акробатике все шаги являются первыми, но каждый из них может оказаться последним. Для атлета ключевой становится следую- щая этическая позиция: обойти все обстоятельства через подчинение невероятного [Слотердайк П. Ти мусиш змінити своє життя / Петер Сло- тердайк // Філософія освіти. – №1(14). –2014. –С. 76–0].
С тех пор как существует человечество, люди постоянно задаются вопросом: как познать себя? К сожалению современная философия во многом утратила свой практический характер и часто сводится лишь к теоретическим рассуждениям. Потому закономерно возникает вопрос: не следует ли начать что-то менять?
Автор Г. С. Шимко.