В современных условиях в Украине, в отличие от развитых стран, вопрос донорства и трансплантации имеют остро выраженный характер. Однако, перед тем как полностью углубиться в эту тему, стоит промониторить действующее законодательство и общеизвестные факты, учитывая статистические данные и информацию со стороны СМИ.
А прежде всего выясним, что мы должны понимать под понятиями донорства, трансплантации и биоэтики учитывая нормативные акты …
Терминология
• трансплантация — это определенный метод с помощью которого можно пересадить орган взят у одного человека и пересадить другому.
• донорство — это добровольный поступок человека, заключается в сдаче крови или ее полезных компонентов для другого человека с целью помочь ему.
Руководствуясь общепринятым понятием биоэтики, должны сказать, что:
• биоэтика — это определенное знание, которое охватывает проблему морали, касающихся вопросов генетики, медицинских вопросов, терапии, заботы о здоровье и жизни человека.
Немного из истории трансплантологии
Прибегая к истории пересадки органов, следует отметить, что в Украине в 1912 году, В.П. Филатов впервые провел трансплантацию роговицы. Это и можно считать зарождением трансплантологии.
К тому же Украина не забывает о том, что первая пересадка трупной почки в клинических условиях состоялась именно украинским хирургом — Ю.Ю. Вороным. Надо сказать, что документально этот факт нигде не зафиксирован, однако точно известно, что операция проводилась в Харькове или Херсоне. В подтверждение этому есть статья, опубликованная в 1934 году в испанском медицинском журнале «Minervа Chirurgica».
Заметим, что в те времена главной проблемой трансплантологии был недостаточный уровень знаний по иммунологии, что и в какой помешало развития области трансплантологии на несколько десятилетий.
В течение последних 10 лет в Украине выполнено 949 трансплантаций почки, печени, сердца, поджелудочной железы.
Быть или не быть …
Руководствуясь статистическими данными, ежегодно трансплантации сердца нуждаются 2000 украинцев — не выполняется ни пересадки, пересадки почек ожидают 4000 человек в год — получают в лучшем случае 100, пересадки печени нуждаются в более чем 2000 больных — оперируют только 30-40 человек.
А почему такие цифры? Прежде всего потому, что несовершенное законодательство.
Вот коснемся вопроса «презумпции согласования». На сегодняшний день каждый человек, который умер или на грани смерти (смерть мозга), априори соглашается на то, чтобы у нее забрали какой-то орган. Таким образом, ее «типа» не лечат далее, то есть не очень-то заинтересованы в лечении, поскольку (как и во всех профессиях) имеют место не чистые на руку врачи, которые вступают в переговоры с трансплантологами ради наживы.
Правильным вариантом должно стать решение человека при жизни, соглашается она в случае смерти (гибели) помочь тем, кто нуждается в этой помощи.
Но это одна сторона медали. А вот другой — это морально-этические принципы.
И сразу возникает другой вопрос : а имеет ли кто-то право решать за умершего человека или человека, который на грани смерти (зафиксирована смерть мозга), отбирать у него орган или нет?
С одной стороны, самым ценным в жизни человека является его жизнь, и надо как можно быстрее спасти того, кто нуждается в этом немедленно. Однако с другой стороны — родственников погибшего (или того, кто на грани смерти) можно понять. То близкий для них человек, и они не хотят, чтобы вмешивались в тело этого человека. И этому есть разные субъективные причины нравственного, религиозного, морально-психологического характера: кто-то верит в жизнь в другом измерении, некоторые верят в Бога и не желает медицинского вмешательства, кто-то просто боится, потому что стоит на распутье между одними и другими.
Однако, говоря о трансплантации, стоит вспомнить, что она бывает не только от умершего (или того, кто на грани смерти), но и от живого донора. А тут какая правда? Продлевать жизнь одному человеку, параллельно укорачивая возраста другой? Мы не откроем большого секрета, если скажем, что в случае такой трансплантации известны отдельные случаи значимых осложнений и последующих проблем со здоровьем донора в течение всей его жизни.
Поэтому проблем, как мы видим, в изобилии. На мой взгляд, в этом вопросе должна быть абсолютная четкость, причем решена на государственном уровне. Скажем, должна проводиться то вроде опроса до достижения человеком совершеннолетия, соглашается человек в случае смерти (или когда она будет находиться на грани смерти — зафиксирована смерть мозга) стать донором для спасения жизни другого человека, который немедленно нуждается, что будет подтверждаться медицинским заключением.
Например, должна проставляться какая отметка в паспорте или в какой-то другой способ это указываться. Это должно быть что-то похожее на юридическую форму прижизненного согласования быть донором в случае смерти ( «донор-карта»), которое является в США. Тогда, мне кажется, можно избежать множества (хотя не всех!) Проблем, которые есть сейчас. Но и это не является абсолютным решением такого неотложного питания.
Поэтому трансплантология сейчас остается огромной проблемой в области медицины и психологии, которая требует немедленного решения. И пока украинские законодатели придумывают совершенные пункты закона, то медики и психологи, при отсутствии твердой законодательной базы ломают голову, как помочь больным, у которых остаются считанные дни, а то хотя бы и минуты жизни.
А нам, рядовым гражданам, не стоит стоять в стороне, ждать и делать вид, мол, «мне все ровно». Нам просто следует задуматься именно сейчас, в эту минуту, и поставить себе вопрос : «А какое мое личное отношение к этой проблеме?». Возможно, ответ уже есть?