Традиционно все логические рассуждения делятся на теоретические и практические. Это разделение основано на различии целей двух видов суждений. Рассуждение теоретическое полагает своей целью схватывание некой истины, то есть обретение знания; тогда как практическое суждение нацелено на принятие какого-то конкретного решения при наличии нескольких вариантов поведения. Успех теоретического суждения заключается в том, чтобы предъявить достаточные основания для принятия того или иного утверждения.
С другой стороны, рассуждение практическое, одним из видов которого является моральное суждение, достигает своей цели тогда, когда представлены достаточные основания для принятия практического решения. Но в чем критерий достаточности оснований для того или иного решения и можно ли оценивать с точки зрения рациональности конечную цель поступка, или же конкретный поступок нужно оценивать лишь по критериям его эффективности в достижении любой цели, которую поставит перед собой человек – остается одним из сложнейших традиционных вопросов теоретической и прикладной этики.
Опираясь на исторический контекст взглядов Аристотеля, Юма и Канта, а также на работы современного философа Роберта Ауди, в докладе будет развит тезис, что любое практическое размышление, включая и моральное суждение, может и должно быть подвергнуто рациональной проверке по нескольким объективным критериям.
Практическое рассуждение должно оцениваться как минимум по четырем параметрам: логический, эпистемологический, материальный и критерий каузальной выводимости. Первые три критерия можно отнести как к теоретическому, так и к практическому рассуждению. Критерий логичности спрашивает о действительности дедуктивного аргумента, либо и силе индуктивного умозаключения.
Эпистемологическая оценка суждения касается вопроса об обоснованности посылок нашего аргумента, тогда как материальный критерий спрашивает об истинности этих посылок. Последний параметр, параметр каузальной выводимости, относится исключительно к сфере практического мышления. В данном случае, нас интересует не столько логическое соотношение между посылками и выводом в аргументе, сколько сам процесс мышления.
Оценивая некое практическое суждение по критерию выводимости, мы спрашиваем о наличии причинно-следственной связи между практическим выводом, который становится основой для дальнейшего действия, и основаниями для этого действия, указанными в посылках практического силлогизма.
При всех известных трудностях, сопряженных с точным истолкованием каждого из этих четырех критериев, представленная модель дает возможность оценить с точки зрения рациональности как конкретное моральное суждение, так и поступок, на нем основанный, а также представить аморальное поведение как погрешающее не только против системы заданным моральных координат, но и против объективных требований рациональности.
Автор Завалий Андрей