Изменения в обществе за последние годы стали основанием для появления концепта «цифровая революция». Это довольно широкое понятие, которое охватывает возможные социальные, экономические и политические изменения на основе достижений в информационной и компьютерных областях.
Следует отметить, что как в массовом сознании, так и среди исследователей нет единого, даже терминологического, понимания, что именно следует отнести к наиболее важным технологическим достижениям «цифровой революции». Это могут быть различные компьютерные программы, виртуальная и дополненная реальность, Интернет и компьютерные сети, бытовые и промышленные программируемые автоматы, искусственный интеллект, беспилотные транспортные средства и дроны.
Алгоритмы для обработки большого количества информации («big data») и принятия решений на их основе, биотехнологии, генная инженерия, автоматические электронные услуги («e-service» в медицине, праве, политике и т.д.), дистанционное образование, социальное моделирование и инженерия и т.д. К общим характеристикам достижений «цифровой революции» обычно относят, во-первых, автономность, во-вторых, способность к саморазвитию (самообучение – «machine learning»).
«Цифровая революция» порождает этические вызовы и риски в следующих аспектах:
1) Этические проблемы, возникающие в отношениях между людьми при использовании «технических посредников». Это могут быть как проблемы в личных отношениях, например, общение в социальных сетях, но и изменения в профессиональной этике, например, при оказании дистанционных медицинских услуг, получении образования, оказании правовой помощи и т.д.
2) Проблемы взаимодействия «человек- машина». Это могут быть и этические проблемы взаимоотношения между пациентом и «роботом- медсестрой», передача части профессиональных обязанностей автоматизированным самообучающимся системам, что меняет этические нормы и ценности как в самой профессиональной деятельности, так и в отношениях профессионал- потребитель услуг.
3) Этические проблемы «цифровой экономики», которые концентрируются, во-первых, в изменениях на рынке труда, сокращение и даже исчезновение целого ряда профессий в течение короткого времени, во-вторых, в проблеме справедливого доступа к достижениям «цифровой революции», в-третьих, появление новых видов дискриминации или возрождение старых. Эти тенденции являются основаниями для рисков увеличения социального неравенства и роста социальной напряженности.
4) Проблемы «ответственности» автономных и интеллектуальных технологий, что тесно связано с появившимися в последнее время разработками, которое получили общее название «мораль машин» («машинная мораль»). В этом контексте наиболее важными являются вопросы распределения ответственности (разработчик, пользователь, машина), а также этические границы возможного использования «моральных машин» и степени доверия к ним.
5) Изменения моральных норм поведения в связи с «открытостью» и расширением доступа к информации о деятельности социальных и политических структур и институтов, коммерческих компаний и т.д., с изменением границ конфиденциальности в профессиональной и частной сферах, вплоть до исчезновения приватности.
6) Социальные риски неэтичного использования достижений «цифровой революции» в целях коммерческого или политического манипулирования со стороны отдельных лицам или групп, опасности вторжения в частную жизнь и создания систем тотального контроля.
7) К последним рискам в этом списке можно отнести то, что может быть образно названо «синдромом чудовища Франкенштейна», то есть страх перед опасностью выходы автоматических систем из-под контроля. И если с современной точки зрения «восстание машин» выглядит фантастическим сценарием, то возможность возникновения техногенных катастроф из-за компьютерных ошибок уже реальность. Указанные этические вызовы и риски требуют теоретического осмысления и учёта при прогнозировании перспектив развития общества «цифровой экономики» и практики создания «революционных цифровых технологий».
Автор Перов Вадим Юрьевич