Слышали ли вы когда-то о философской герменевтике? Если да, вы не могли пропустить мимо своих ушей имя одного из самых известных философов ХХ столетия – Ганса-Георга Гадамера.
Немецкий философ из Марбурга – Ганс-Георг Гадамер, как пример для наследования каждого философа современности, стал не только яркий представитель школы континентальной философии, но и прославился как автор философской герменевтики. Для нас это важно, так как с точки зрения герменевтики Гадамера Ганса-Георга задание философии заключается в толковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая являет собою совокупность основных текстов. Это объясняет базис (основу) его этико-философского учения.
В учении Гадамера прослеживается влияние Гайдеггера, философия которого была основана на соединении двух фундаментальных наблюдений. Гадамер интерпретирует учение Гайдеггера в трехстороннюю схему понимания. В первом измерении схемы система отсчета, в которой заложены основы герменевтики. В другом измерении схемы – план, где философ формирует свою точку зрения таким образом, чтобы она была понятна для других. Эти три стороны берут участие в «кругу герменевтики» философа.
Стоит обратить особое внимание на более глубокие основы этико-философских учений Гадамера Ганса-Георга. Таким образом, одной из центральных идей, которая проходит через философскую герменевтику философии является акцент на жизни: жизни, в которой круг герменевтики начинается и заканчивается.
В своей философии Гадамер утверждает, что сама природа существования вообще и существование в обществе состоит в том, что мы должны начать с определенной позиции в свете и через призму постоянного анализа окружающей среды и самоанализа найти именно Своё место.
В этом смысле через свои учения Гадамер отходит от большой части этичных традиций общества последних годов, ведь они были сосредоточены в основном на влияние и формирование основных правил и принципов, которые определяют правильные действия.
В своих учениях Гадамер отказывается от абстрактных и теоретичных формулировок этики. С его точки зрения эти теории не только отрицают и презирают практический характер этичного, однако и положения, которые лежат в их основе невозможно назвать истинными. Он утверждает, что этико-философская теория должна быть отображением «рационального на универсальных принципах». Интересным есть то, что через несогласие с абстрактностью мышления Гадамер Ганс-Георг критиковал философию Гегеля. Это означала акцент философа на понимании не «лучшего», а «другого», актуального с точки зрения его плюрализма.
Философ формирует мысль о том, что сегодня человек прежде всего наследует предубеждение, общественные обычаи и мораль с окружающей среды и общественности, в которой живет. В результате именно с наследуемых предубеждений человек этичные суждения и строит для себя понятие моральности, от которого полностью не сможет отказаться никогда.
Можно утверждать, что этико-философское учение Гадамера определенным образом «перекликается» с учением Аристотеля и его рассказами о «доброй личности». Таким образом у Аристотеля владение добротой требует практическую мудрость. Проводя параллели с Гадамером, человеческая доброта в контексте этики требует понимания своего положения в мире и в обществе, и находит свое проявление только в добротворительной жизни.
С другой стороны, учения Гадамера далеко от скептицизму и релятивизма. Для его позиции не свойственно игнорирование ограничений, что выплывают из фундаментальных концепций бытия человека в мире. Исходя из его учений, учитывая возможность улучшения истины, путем освобождений от предрассудков, этическая сторона жизни должна оставаться открытой для возможностей. Действительно, после изучения трудов Гадамера остается стойкое чувство добра, которое занимает положение в понятии этичного, подталкивая человека к диалогических отношений, в которых появляется возможность критично изучить собственные этичные понимания.
Рассматривая настоящее через призму учений Гадамера, проблемы в современной теории этики за учением философа необходимо воспринимать как распространенные ошибки современности, обремененные наложенным историческим эффектом и влиянием предубеждений на наше понимание этики.
Учитывая все вышесказанное можно утверждать, что Гадамер видит этичную истину в венце всего понимания, в котором человек стает посредником, подвергая себя на влияние предубеждений и исторических концепций.
Напоследок стоит вспомнить и о критике Гадамера. Некоторые философы высказывают гипотезу о том, что этико-философское учение Гадамера в чистом виде отличается от того, что мы видим на самом деле.
Можно сделать вывод, что Гадамер Ганс-Георг говорил о том, что этика, как и герменевтика проявляется в жизни как своего рода понимание, которое стает одновременно теоретичным и практичным. Он откидал формализм и методологии других этичных теорий, сосредоточиваясь вместо этого на практической жизни с его предубеждениями и ценностями.