Понятие «университетская этика» необходимо связано с такими терминами как: профессиональная этика, академическая этика, университетская культура, корпоративная этика и т.д., но не исчерпывается ими. При этом университетская этика отличается от академической этики и входит в нее как частное, одно из проявлений академической этики, академического этоса.
В качестве предметного поля университетской этики можно выделить принципы развертывания знаний, норм, ценностей внутри структуры высшего образования, которой является университет. Обоснованием для акцентирования внимания именно на университетской этике является изменяющий статус актора высшего образования, которым является университет. В настоящий момент парадигмально университет стремится к стратегии развития «университет 3.0».
Если следовать логике изложения, то «университетами 1.0» называли Гумбольдтовский университет; «университеты 2.0» – это отраслевые и специализированные образовательные учреждения (технические, гуманитарные, экономические и т.д.). Современным трендом для высшего образования является возврат к Гумбольдтовскому университету, но учитывая реалии настоящего, – это названо «университетом 3.0». Для такого университета предлагается использовать определения: предпринимательский, инновационный, технологический, исследовательский [2, 4].
Все это указывает на существующее сегодня этическое проблемное поле в высшем образовании, которое можно соотнести с парадигмами прикладной этики В.И.Бакштановского: «практико-ориентированной этикой» (потому что образование не может существовать отдельно от общественной практики, оно само, в свою очередь, – общественная практика), «организационной этикой» (так как университет, помимо всего прочего, – это организация), «аппликативная этика» (ввиду того, что всегда будет запрос на высшее образование) [1].
Университетская этика складывается из нескольких компонентов: теоретического, практического и нормативного. Следует подчеркнуть открытый характер университетской этики, которая входит в академический этос [3].
В теоретическую составляющую входят признаки классического университета. В практическую составляющую входят документы: кодексы, уставы, миссии, политики отдельных вузов или научных сообществ. Эти документы носят нормативный характер и служат образцом для этических кодексов научных сообществ или вузов. Также в качестве нормативной составляющей рассматриваются законы (например, об образовании, о науке и т.д.), планы, проекты, программы, дорожные карты, согласно которым университеты выстраивают свою образовательную деятельность.
Университет как феномен, образование как общественное благо меняются вместе с обществом и государством. Возможные изменения университета как такового, показывают каким образом можно выделить в структуре университета понятие университетская этика, чем оно может быть регламентировано и определено.
Литература:
1. Бакштановский В.И. Парадигмы прикладной этики. Ведомости. Вып. 35, специальный / Под ред. В.И.Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2009. – 252с.
2. Гайдаровский форум. Университеты 3.0: будущее рядом? [Электронный ресурс] // Гайдаровский форум – 2017
3. Перов В.Ю. Антиномии успеха академического этоса. Ведомости прикладной этики. Вып. 48 (Возвращение этики успеха?) / Под ред. В.И.Бакштановского, О. А. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2016. С.105-116.
4. Салми Джамил, Фрумин Исак Давидович. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. №1. С.25-68
Автор Китаев Дмитрий Геннадьевич