К настоящему моменту современное общество, казалось бы, свыклось с тем, что мы живем в реальности непрекращающейся информационной революции. Страны-лидеры этой революции выработали основные правила игры: относительно защиты, хранения, использования цифровой информации.
Сегодня мы живем в реальности, настолько тесно связанной с информационными технологиями, что любой человек может быть осужден за клевету в социальных сетях, любой человек может реализовать свое право на забвение в Интернете и тому подобное. Все эти вещи казались фантастическими прогнозами еще десять-пятнадцать лет назад. Тем не менее, осталось еще множество вопросов и нерешенных проблем — “багаж”, с которым всего несколько лет назад общество подошло к порогу новой революции — революции Больших Данных.
Благодаря технологическим разработкам в сфере хранения цифровой информации и проникновению технологий в повседневную жизнь все большего и большего числа людей, стала возможной аналитика постоянно увеличивающегося потока сверхбольших объемов данных, или Больших Данных. Так приобрела популярность наука о данных, и так общество столкнулось с необходимостью переосмысления, доработки и создания этических норм, которые будут работать в этой новой реальности.
Мы, как пользователи, не вполне осознавая масштабы, еще недостаточно внимательно относимся к пользовательским соглашениям и разрешениям на обработку персональных данных, которые даем приложениям, поисковым системам. Существующих норм защиты данных, которые в первую очередь сконцентрированы на персонифицированной информации (паспортные данные, адрес прописки, номер страхового полиса и тому подобные) уже недостаточно для защиты всей той информации, которой мы делимся добровольно.
Большие Данные содержат значительно более детальную информацию — данные о местонахождении, историю браузера, историю звонков и прочее. Технология работы с Большими Данными ставит перед обществом множество этических проблем. В качестве примера приведем две основные.
Первая — это вопрос институализации. На данный момент в России наука о данных регламентирована только неадаптированным к новой технологии законодательством, внутренними корпоративными кодексами компаний, занимающихся сбором и аналитикой первичных данных, и личными моральными принципами так называемых data scientists — людей, занимающихся аналитикой Больших Данных.
Если ситуация не изменится, общество рискует по неосторожности пожертвовать такими ценностями как конфиденциальность, свободный выбор, идентичность во имя инновационной технологии. Вторая — проблема идентичности. Наука о данных рассматривает человека как набор поведенческих паттернов, цифровых алгоритмов, любой пользователь становится “человеком исчисляемым”.
Если по какой-то причине в расчетах будет допущена ошибка или произойдет программный сбой, для целого ряда тех, кто использует Большие Данные, пользователь может стать совсем другим человеком. И чем сильнее корпорации и государство опирается на такую аналитику, тем серьезнее могут быть последствия для пользователя. Другая сторона проблемы идентичности — это контент, формирующийся алгоритмами Больших Данных и выдаваемый пользователю как то, что потенциально может его заинтересовать, — реклама, статьи в интернет- изданиях, ролики на YouTube. В цифровом сообществе все сложнее провести черту — где человек самоидентифицируется, а где — формирует себя и свои интересы под влиянием контента, предлагаемого алгоритмами, написанными другими людьми или программой.
Исходя из рассмотренной проблематики, можно сделать следующий вывод: на пороге революции Больших Данных нам необходимо решить, как интегрировать новую технологию в общество и как адаптировать общество к новой технологии. Необходимо тщательное и всестороннее изучение вопроса, обращение к опыту стран, уже формирующих этику Больших Данных, таких как Великобритания. Также необходимо повысить уровень осведомленности и грамотности общества касательно использования данных в цифровой сфере.
Автор Носкова-Дукельская Анна Алексеевна