Родился Ортега-и-Гассет в Мадриде 9 мая в 1883 г., в семье испанских интеллектуалов и был наследником рода. Ортега в Малаге закончил иезуитский колледж, потом вступил в 1898 году в Саламанский университет, там нашел нового друга Мигеля де Унамуно. В 1904 г. уже получил диплом Мадридского Центрального университета. Продолжал образование Ортега в известных университетах, Лейпцига, Марбурга и Берлина. Также он учился несколько лет у Германа Когена, очень известного неокантианца.
В 1908 году вернулся в Испанию и начал преподавательскую работу в Мадридском университете, там же возглавлял кафедру метафизики (1910-1936 гг.). Этот университет стал тем местом где начинали формулироваться и крепнуть философские идеи Ортеги, которые изменили неусидчивых студентов на его самых преданных учеников.
Преподавательская деятельность не осталась его единственным увлечением, он также интересовался публицистикой и журналистикой. Ортега учредил такие журналы как «Ревиста де Оксиденте», «Еспанья» и «Ель Еспектадор». Также надо вспомнить о созданной с помощью Мигеля де Унамуно известную «Библиотеку идей XX века». В этой «Библиотеке» публиковали переводы трудов известных мыслителей, таких как Е. Гусерля, О. Шпенглера, М. Гайдегера, И. Гейзинга, и других. Один из учеников Ортеги говорил, что каждый скрупулезный испанец теперь мог знакомиться с интеллектуальной жизнью Европы на уровне с таким же любознательным представителем любой страны.
Ортега-и-Гассет принадлежал к кругу немногих авторов, которые за главную цель ставили не самовыражение, а общие с читателем поиски истины. Именно по-этому все работы Ортеги не нуждались ни в каких развернутых объяснениях. Особенно беспокоился по поводу проблемы природы философских знаний и эволюции их в условиях социальных и научных процессов современности.
Главным мнением Ортеги было: философия не должна быть собранием готовых суждений, которые человеку надо лишь интегрировать. Философское творчество и осмысление, которое находится в неразрывной связи с жизнью человека и постоянно замечает и реагирует на все новые явления, — это все обеспечивает жизнеспособность всех философских размышлений.
Ортега-и-Гассет прекрасно понимал, что весомость философа очерчивается тем, насколько выходят за грани академической аудитории его идеи. Из-за этого он начал самопожертвенно заниматься общественной деятельностью.
Стилю Ортеги 20-х гг. ХХ в. характерно то, что философская проблема анализируется на конкретном примере из реальной жизни, а исследование разных точек зрения перевоплощается в серьезные философские обобщения. Важно отметить, что для Ортеги общественная и политическая деятельность не являлась одним и тем же.
Тем более, что его политическая активность долго не длилась. Он не хотел принимать тогдашние партии в их виде, потому что думал, что люди обязаны объединяться только ради определенного дела, и по ее завершению, ради новых дел опять объединяться в следующие партии. Также Ортега разочаровался из-за того, что наблюдал каких фактических форм приобретает республика, за создание которой он так боролся.
В своем самом известном труде, который переводился многими языками, «Восстание масс», философ незаурядно предостерегал, что на передовую истории выходит распространитель массового сознания, который навязывает обществу собственные взгляды, которые определялись антиинтеллектуальностью и примитивностью своих мнений. Для манипулирования таким человеком не надо прилагать много усилий, потому что он, обычно, сосредоточен на сфере корыстных жизненных интересов, и имеет жизненную установку — быть как все.
Осознание ценности собственной жизни, существования в мире и поиске своего места в нем, выявления своих индивидуальных качеств, для такого человека, это лишь вербальные прихоти, которые ничего не стоят и ничего не значат. Легко понять, что для этого человека философия прекращает быть направщиком жизни, а культура жизни будет ценна только настолько, насколько развлекает его.
Стилистика испанского философа, Ортега-и-Гассета — это как полет человека, который шаг за шагом превращается в птицу, или же стилистика философа, который перевоплощается в мудреца. Как известно, мудрость преодолела несколько этапов в своем историческом прогрессе. Период «Нового времени» как и эпоха Возрождения отрекались от бывших форм мудрости. Отныне ум объявлялся самым авторитетным в общественной жизни, познании и мирских делах.
Так и философия, сосредоточивается на уме, в приоритет ставится наука и становится присущим своеобразием европейских философских систем. И все же недостатком является недостаточность мудрости. Мудрец идет всегда отталкиваясь от определенных смысложизненных проблем человека, исследуя все сквозь многогранность человеческого существования, тогда как наука, подстраивается под конкретную индивидуальность человека. В конце концов мудрец, в отличии от философа, жаждет выявить истины жизни в их точности и многомерности.
Ортега-и-Гассет был достаточно уязвимым к интеллектуальным веяниям своего времени. Философ был в числе самых первых, кто понял культурно-историческую лимитированность научного ума, который привел к кризисным обстоятельствам в истории, во время научно-технологического рассвета. Наперекор здоровому уму философ выносит понимание жизненного ума, который плотно переплетен с человеческой жизнью, его духовными проблемами.
Именно активная гражданская точка зрения, сосредоточенное внимание к разнообразным, противоположным сторонам общественной жизни, к существованию обычного человека, вера в победу гуманизма, и вероятность морального прогресса, все это делало фигуру величественного испанского философа очень почтенной даже для нашего ХХІ века.